ПН – ПТ с 9:00 до 18:00
  1. Главная
  2. »
  3. Полезное для родителей
  4. »
  5. Как давать обратную связь?

Как давать обратную связь?

Как давать обратную связь?
14.03.2023

Как давать обратную связь?

Умение давать обратную связь — это способ развития как для целого сообщества, так и отдельных его участников и участниц. В Школе Мая правило конструктивной обратной связи зафиксировано в Кодексе. Этот инструмент используется как в тьюторской и методической работе, так и в неформальной коммуникации.

Что такое обратная связь и как использовать ее как развивающий инструмент? Давайте разбираться!

Обратная связь — это методика бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник мог отрефлексировать свое поведение и каким-то образом изменить его. Есть три этапа и пять принципов конструктивной обратной связи.

Три этапа обратной связи:

• Безоценочное описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь.
• Описание своего отношения к ситуации и ее последствиям.
• Открытые вопросы/пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях. Фиксация того, что уже получается хорошо.

5 принципов развивающей обратной связи:

• Сбалансированность, позитивная направленность.

Важно давать такую обратную связь, которая поддерживает и развивает. Если она критична или оценочна, это может вызвать сопротивление и потерю мотивации.
Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для личности. Соблюдение баланса в обратной связи может воодушевить на профессиональный и личностный рост.

• Конкретность.

Мы говорим о конкретных действиях и не обобщаем. Если мы говорим «ты постоянно…» или «ты никогда…», скорее всего, мы не говорим конструктивно. Постарайтесь не думать о намерениях человека и не делать выводы заранее. Догадки о чьих-то мотивах могут вызвать чувство недоверия, они неконкретны и субъективны.
Пример конкретной обратной связи: «Мы договаривались, что тема проекта будет определена на прошлой неделе, но я так и не получил/а от тебя никаких данных».

• Направленность на поведение, безоценочность.

Концентрируйтесь на предмете обратной связи, а не на личности человека. Оценивая черты характера, мы вызываем сопротивление. «Ты постоянно опаздываешь» воспринимается как обвинение и не оставляет места для развития. Возникает желание «закрыться» и не анализировать сказанное. Нужно включить личность в процесс, а не выключать ее критикой. Можно попробовать сказать иначе: «Мы начали на 30 минут позже и теперь у нас меньше времени на встречу. Может, следующую встречу мы назначим в другое время, чтобы тебе было комфортно?»

• Своевременность.

Важно давать обратную связь вовремя, а не спустя долгое время после совместного проекта или выполненного задания. Положительное подкрепление и вдохновляющая обратная связь могут стать мотивацией работать дальше, а обсуждение точек роста — повысить качество работы.

• Активность.

Попробуйте давать пищу для размышлений. Не делайте выводы за кого-то, а дайте шанс отрефлексировать: «Что у тебя получилось лучше всего? Что бы ты сделал/а иначе? Чему тебя научил этот проект?»

Обратная связь должна быть конструктивной и по запросу. Неконструктивная и оценочная обратная связь может стать не инструментом развития, а источником негативных эмоций и поводом для сомнений.

Попробуйте дать кому-нибудь обратную связь, если вас об этом попросят. Или запросите ее сами. Подумайте о своих эмоциях и ощущениях. Хочется ли продолжать двигаться вперед после такой обратной связи? А что чувствует ваш собеседник?

Умение давать обратную связь можно прокачивать как любой другой навык. В Школе Мая мы учимся этому и сами замечаем, как эта культура помогает развиваться идеям, проектам и людям. Приходите на открытые встречи, где мы рассказываем о других ценностях Школы и как мы интегрируем их в жизнь.