ПН – ПТ с 9:00 до 18:00
  1. Главная
  2. »
  3. Начальная Школа Мая
  4. »
  5. Предлагать, а не навязывать: зачем нужна предшкола?

Предлагать, а не навязывать: зачем нужна предшкола?

Предлагать, а не навязывать: зачем нужна предшкола?
02.03.2023

Предлагать, а не навязывать: зачем нужна предшкола?

Когда ребенок начинает учиться (даже если это альтернативная школа), мир вокруг него резко меняется: новые люди, новые занятия, новое расписание. Чтобы непривычный формат не вызывал у ребенка стресс, можно мягко познакомиться с ним. В этом поможет предшкола.

Предшкола — это психологическая адаптация к новому через игры, интерактивные и творческие занятия. Важно не просто занимать ребенка, а предлагать разный опыт.

Это не про умение читать и писать, а про мягкую подготовку к этому и исследование интересов. Пусть ребенок идет туда, куда ему интересно идти, а не учится писать, потому что кто-то говорит, что так надо.

Как это сделать?

Хотим поделиться с вами приемом из методики «Реджио», который вы сможете применить дома. В основе лежит вера в безграничные возможности ребёнка. 

Есть несколько важных правил:

  • Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза;
  • Не существует «неправильно», есть «по-другому»;
  • Предлагать выбор, не торопить;
  • Учиться в любой ситуации;
  • Фантазировать важнее всего. 

А теперь действуем!

Мы не навязываем ребенку свои интересы, а приглашаем его к какому-то занятию, игре. В Реджио-подходе это упражнение называется «Провокация». Это приглашение, которое вдохновляет ребёнка творить, строить, обсуждать увиденное и генерировать новые идеи. 

Как это работает?

  • Разложите на столе как можно больше интересного: соленое тесто, коробки с материалами для творчества, краски, книжки.
  • Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он просто пройти мимо стола, на котором столько всего интересного?
  • Можно молча повесить на стену новую карту мира, поставить натюрморт и разложить рядом материалы для рисования, может быть, просто положить ракушки, цветы или другие природные материалы.
  • Наблюдайте, как будет реагировать ребёнок, какие действия будет совершать, какие вопросы будет задавать.

Основной принцип этого подхода — не заставлять и не усаживать ребёнка делать что-то, а создать такую среду, которая вызвала бы у ребёнка искренний интерес. 

Это приглашение, а не приказ. Если ваша красивая провокация не вызовет у ребенка никакой реакции — это нормально. То, что интересно для взрослого, может быть скучно для ребенка. 

Этого же принципа мы придерживались, создавая в Школе Мая предшколу — место, в котором дети будут пробовать новое в бережном формате. Предшкола помогает ребенку развить любопытство и интерес к исследованию мира — навыки и умения, которые точно пригодятся не только в школе, но и в жизни.