Тьютор в Школе Мая – кто это? Тьютор — не новая профессия. Первые тьюторы появились в средневековых английских университетах. С тех пор прошло много времени, сейчас тьюторство трансформируется, стиль и методики разных тьюторов могут отличаться друг от друга.
Школа Мая выбирает индивидуальный подход, ориентированный на личность. Это реализуется и через тьюторские практики. Расскажем, как работают тьюторство в Школе Мая, чем занимается тьютор, а что не входит в зону его ответственности.
Кто такой тьютор в Школе Мая?
Тьютор — профессиональный наставник, который помогает выявить интересы и определить ресурсы для их развития. Тьютор формирует индивидуальную образовательную программу и помогает тьюторанту достичь цели.
Это равный человек, создающий пространство для диалога, поиска смыслов и личных ресурсов тьюторанта, поддерживающий гипотезы и пробы, фокусирующий на выбор, ответственность и опору на себя.
Зачем мне работать с тьютором?
Работу с тьютором можно начать как с конкретным запросом, так и без него. Можно прийти просто из любопытства, а можно сфокусироваться на выборе профессии, умении распределять время или поиске хобби.
Родителю тьютор поможет в выстраивании диалога с ребенком, поддержке процесса самоопределения ребенка, использовании тьюторских инструментов во взаимодействии с ребенком.
Что делает тьютор?
- сопровождает пробы и рефлексию собственного опыта тьюторанта;
- сопровождает тьюторанта на пути личностного развития;
- сопровождает на переходных жизненных этапах: новая школа, поступление, переезд;
- предлагает пространство и инструменты для знакомства с собой;
- сопровождает выбор в образовании: предметы на ОГЭ/ЕГЭ, выбор университета;
- помогает не тратить время и ресурсы на второстепенные пути;
- помогает определить потребности на данный момент и в будущем;
- помогает понять свои интересы, сильные (ресурсные) стороны, замыслы;
- помогает представить и проанализировать свои личные образовательные достижения;
- помогает в самоопределении относительно дальнейшего образования;
- создает безопасное пространство, в котором можно поделиться своими переживаниями;
- развивает образовательную самостоятельность;
- поддерживает интересы, склонности, намерения;
- расширяет видение своего образовательного пути;
- помогает перевести замыслы в действие.
А что тьютор не делает?
- не заставляет что-либо делать;
- не оценивает действия, пробы, шаги тьюторанта/семьи;
- не дает «волшебную таблетку»;
- не подсказывает, как нужно поступить и не дает советов.
Тьютор работает только с детьми? Или со взрослыми тоже?
Тьютор работает и с детьми, и со взрослыми, и даже совместно с семьёй.
Взрослые, так же как и дети, сталкиваются с задачами развития, сложными этапами неопределенности и выбора, периодами, когда хочется пересобрать жизненную ситуацию, поэтому тьюторское сопровождение актуально и для взрослых.
Что такое тьюториал и как он проходит?
Индивидуальная сессия с тьютором называется тьюториалом. Продолжительность тьюториала тьютор определяет вместе с тьюторантом/семьей. Это может быть 45, 60 минут или больше.
Вот что может происходить на тьюториале:
- исследование и уточнение запроса;
- рефлексия запланированных проб с прошлых тьюториалов;
- поиск ресурсов для достижения цели;
- самоисследование через диалог и упражнения;
- фиксация всех проб, возможностей тьюторанта;
- работа над жизненной стратегией, системой (человек как проект, как целостная личность);
- подведение итогов, корректировка планов;
- диалог и поиск самых подходящих решений для тьюторанта;
- проведение проб (внутри тьюториала, если тьюторанту сложно начать в социуме).
Сколько раз в месяц нужно встречаться с тьютором?
Здесь тьюторант и тьютор решают совместно. Мы рекомендуем встречаться 2 раза в месяц. Но порой насыщенный событиями жизненный этап требует участить встречи до 1 раза в неделю. Важно принять совместное решение.
Каким может быть результат работы с тьютором?
Сложно спрогнозировать конкретный результат, он зависит от первоначального запроса. Однако часто бывает, что в процессе работы запрос корректируется, уточняется или меняется полностью.
Вместе с тьютором точно можно заметить свои потребности, интересы, сильные стороны и то, что хотелось бы прокачивать, попробовать себя в чем-то новом и качественно отрефлексировать полученный опыт, повысить уровень осознанности и заново познакомиться с собой.
Результатом могут быть:
- проба (начать заниматься новым хобби, изменения в распорядке дня, новые привычки и другие);
- конкретный проект тьюторанта;
- улучшение показателей (знания/навыки/состояния/интересы);
- повышение мотивации;
- ответственность, которую тьюторант учится брать на себя или делегировать;
- формирование ответственности, инициативности, прокачка навыков тайм-менеджмента и планирования, эмоционального интеллекта и других.
- развитие навыка коммуникации с другими людьми;
- уверенность тьюторанта, ощущение внутренней опоры.
В Школе Мая тьютор есть у каждого ребенка, который учится в средней школе. Мы оставляем свободу выбора для детей и они сами могут решать, как часто им нужны встречи и нужны ли вообще.
Для тех, кто не учится у нас, но хочет попробовать работу с тьютором, мы придумали проект «Вместе с тьютором». Это индивидуальные тьюториалы с ребенком, родителями или даже целой семьей.
Начать просто: можно записаться на первую сессию-знакомство и договориться о разовом тьюториале и обсудить конкретный запрос, а можно решиться сразу на несколько встреч. Тьютор сможет поддержать в первой пробе, за которой последуют другие.