Кто такой тьютор в Школе Мая и чем он занимается?
26.03.2023

Кто такой тьютор в Школе Мая и чем он занимается?

Тьютор в Школе Мая – кто это? Тьютор — не новая профессия. Первые тьюторы появились в средневековых английских университетах. С тех пор прошло много времени, сейчас тьюторство трансформируется, стиль и методики разных тьюторов могут отличаться друг от друга.

Школа Мая выбирает индивидуальный подход, ориентированный на личность. Это реализуется и через тьюторские практики. Расскажем, как работают тьюторство в Школе Мая, чем занимается тьютор, а что не входит в зону его ответственности.

Кто такой тьютор в Школе Мая?

Тьютор — профессиональный наставник, который помогает выявить интересы и определить ресурсы для их развития. Тьютор формирует индивидуальную образовательную программу и помогает тьюторанту достичь цели.

Это равный человек, создающий пространство для диалога, поиска смыслов и личных ресурсов тьюторанта, поддерживающий гипотезы и пробы, фокусирующий на выбор, ответственность и опору на себя.

Зачем мне работать с тьютором?

Работу с тьютором можно начать как с конкретным запросом, так и без него. Можно прийти просто из любопытства, а можно сфокусироваться на выборе профессии, умении распределять время или поиске хобби. 

Родителю тьютор поможет в выстраивании диалога с ребенком, поддержке процесса самоопределения ребенка, использовании тьюторских инструментов во взаимодействии с ребенком.

Что делает тьютор?

  • сопровождает пробы и рефлексию собственного опыта тьюторанта; 
  • сопровождает тьюторанта на пути личностного развития;
  • сопровождает на переходных жизненных этапах: новая школа, поступление, переезд;
  • предлагает пространство и инструменты для знакомства с собой;
  • сопровождает выбор в образовании: предметы на ОГЭ/ЕГЭ, выбор университета;
  • помогает не тратить время и ресурсы на второстепенные пути;
  • помогает определить потребности на данный момент и в будущем;
  • помогает понять свои интересы, сильные (ресурсные) стороны, замыслы;
  • помогает представить и проанализировать свои личные образовательные  достижения;
  • помогает в самоопределении относительно дальнейшего образования;
  • создает безопасное пространство, в котором можно поделиться своими переживаниями;
  • развивает образовательную самостоятельность; 
  • поддерживает интересы, склонности, намерения;
  • расширяет видение своего образовательного пути;
  • помогает перевести замыслы в действие.

А что тьютор не делает?

  • не заставляет что-либо делать;
  • не оценивает действия, пробы, шаги тьюторанта/семьи;
  • не дает «волшебную таблетку»;
  • не подсказывает, как нужно поступить и не дает советов.

Тьютор работает только с детьми? Или со взрослыми тоже?

Тьютор работает и с детьми, и со взрослыми, и даже совместно с семьёй. 

Взрослые, так же как и дети, сталкиваются с задачами развития, сложными этапами неопределенности и выбора, периодами, когда хочется пересобрать жизненную ситуацию, поэтому тьюторское сопровождение актуально и для взрослых. 

Что такое тьюториал и как он проходит?

Индивидуальная сессия с тьютором называется тьюториалом. Продолжительность тьюториала тьютор определяет вместе с тьюторантом/семьей. Это может быть 45, 60 минут или больше. 

Вот что может происходить на тьюториале:

  • исследование и уточнение запроса;
  • рефлексия запланированных проб с прошлых тьюториалов;
  • поиск ресурсов для достижения цели;
  • самоисследование через диалог и упражнения;
  • фиксация всех проб, возможностей тьюторанта;
  • работа над жизненной стратегией, системой (человек как проект, как целостная личность); 
  • подведение итогов, корректировка планов;
  • диалог и поиск самых подходящих решений для тьюторанта;
  • проведение проб (внутри тьюториала, если тьюторанту сложно начать в социуме).

Сколько раз в месяц нужно встречаться с тьютором?

Здесь тьюторант и тьютор решают совместно. Мы рекомендуем встречаться 2 раза в месяц. Но порой насыщенный событиями жизненный этап требует участить встречи до 1 раза в неделю. Важно принять совместное решение.

Каким может быть результат работы с тьютором?

Сложно спрогнозировать конкретный результат, он зависит от первоначального запроса. Однако часто бывает, что в процессе работы запрос корректируется, уточняется или меняется полностью.

Вместе с тьютором точно можно заметить свои потребности, интересы, сильные стороны и то, что хотелось бы прокачивать, попробовать себя в чем-то новом и качественно отрефлексировать полученный опыт, повысить уровень осознанности и заново познакомиться с собой. 

Результатом могут быть: 

  • проба (начать заниматься новым хобби, изменения в распорядке дня, новые привычки и другие);
  • конкретный проект тьюторанта;
  • улучшение показателей (знания/навыки/состояния/интересы);
  • повышение мотивации;
  • ответственность, которую тьюторант учится брать на себя или делегировать;
  • формирование ответственности, инициативности, прокачка навыков тайм-менеджмента и планирования, эмоционального интеллекта и других.
  • развитие навыка коммуникации с другими людьми;
  • уверенность тьюторанта, ощущение внутренней опоры.

В Школе Мая тьютор есть у каждого ребенка, который учится в средней школе. Мы оставляем свободу выбора для детей и они сами могут решать, как часто им нужны встречи и нужны ли вообще.

Для тех, кто не учится у нас, но хочет попробовать работу с тьютором, мы придумали проект «Вместе с тьютором». Это индивидуальные тьюториалы с ребенком, родителями или даже целой семьей.

Начать просто: можно записаться на первую сессию-знакомство и договориться о разовом тьюториале и обсудить конкретный запрос, а можно решиться сразу на несколько встреч. Тьютор сможет поддержать в первой пробе, за которой последуют другие.