ПН – ПТ с 9:00 до 18:00
  1. Главная
  2. »
  3. Полезное для родителей
  4. »
  5. Как разговаривать с подростками?

Как разговаривать с подростками?

Как разговаривать с подростками?
01.04.2023

Как разговаривать с подростками?

Как ты себя чувствуешь? Что для тебя важно? Как ты видишь этот мир и как налаживаешь с ним связь? Мы все разные, у каждого/ой свои ответы на эти вопросы. На эти вопросы не всегда можно ответить однозначно. В то же время нам хочется разговаривать с подростками на эти темы дома или в школе. Нам, взрослым, хочется понять их невероятный мир, в который они не всегда пускают. 

Мы подготовили для вас тьюторское упражнение от Светланы Васильевой, которая вела в Школе Мая курс «Путь тьютора». Это авторская разработка Светланы, она появилась в момент, когда ей самой нужно было наладить коммуникацию с подростками.

Предлагаем выполнить это упражнение вместе с ребенком. Для него потребуются бумага, карандаши, открытость и честность.

  • С чего начинается дом? Верно, с фундамента. Это та самая основа, на которой он держится. Все как у человека. Предложите ребенку нарисовать фундамент и положить в каждый кирпичик какую-то ключевую ценность. Этими ценностями могут быть друзья или честность.

    Обсудите, попробуйте увидеть ценности глазами ребенка. Здесь нет места спору, здесь — место вопросов, понимания, уточнений. Сколько кирпичей? Нет однозначного ответа. Помните, мир раньше держался на одной черепахе и трех слонах. Мир каждого опирается на свои кирпичики, из которых и складывается опора.
  • Переходите к стенам. О чем они? Стены — личные границы или поддержка? Поговорите об этом, найдите как можно больше метафор. Они нужны для защиты или создания пространства?
  • В каждом доме есть окна. Сколько у вас окон? Какие они? Для чего нужны? Как правило, это возможность наблюдать за миром и быть видимым/ой, находясь при этом в безопасности. Наблюдать или высовываться в окно? Много больших окон от пола до потолка или маленькие окошки?
  • Важно нарисовать двери и рассказать о них. Это вход в мир ребенка и его возможность выйти во внешний мир. А еще за дверью можно спрятаться и почувствовать себя в безопасности. А есть ли замок? И кто владелец ключа? А кому вы готовы открыть дверь?
  • Нарисуйте крышу. Это про защиту? А может, под крышей есть чердак, тайное место только для близких друзей? Попросите ребенка описать крышу и чердак, как он их видит и воспринимает?
  • Дальше можно уноситься в фантазии и добавлять к своему дому что угодно: флажок или флюгер на крыше, подвал, балкон, лестницу. Важно, чтобы все эти вещи появлялись осознанно. Спрашивайте, почему эти цветы растут именно тут. С чем они связаны?

Это упражнение — возможность описать часть своего мира и самоопределиться через него; понять, на каких основаниях ты выстраиваешь себя, на какой фундамент опираешься, как сотрудничаешь с окружающими людьми и ресурсами, как ты выбираешь, что демонстрируешь, а что испытываешь на самом деле?

Здорово сначала попробовать его самим, а потом уже предлагать детям. Вы удивитесь, сколько нового можно узнать о себе, просто рисуя дом. В каком живете вы? Этот дом большой или маленький? Много ли в нем окон? А может, вы живете в замке?

Тьюторское сопровождение — возможность научиться по-новому общаться, получить поддержку в постановке целей и поиске интересов. Тьюторская служба Школы Мая запускает проект «Вместе с тьютором» — индивидуальные тьюторские консультации для детей и родителей. Он и про то, как разговаривать с подростками, и о том, как найти общий язык со взрослыми. Подробнее узнать о проекте и записаться можно на сайте.