Прогнозировать будущее сложно, но мы пытаемся. В школе такие прогнозы тоже нужны: важно понимать, как изменится мир, в котором мы сейчас живем. Настоящее и будущее определяют и формы работы на уроке, и занятия проектной деятельностью. Можно ли подготовиться к будущему уже в школе? Рассказываем, на что можно обратить внимание.
Какие навыки будущего можно развивать уже сейчас?
Lifelong learning — непрерывное образование.
В мире будущего нужно будет учиться всю жизнь. Умение учиться — то, что мы развиваем в школе. Важны не только знания математики или биологии, но еще и умение быстро обрабатывать информацию и критически мыслить. Этому можно научиться уже в школе.
Зачем учиться всю жизнь? Уже сейчас мы все реже ищем одну профессию на всю жизнь. Наших детей ждет постоянное самообразование и смена деятельности. Даже если вы остаетесь в рамках одной профессии, навыки и знания, необходимые для успешной работы могут меняться.
Что может сделать школа? На практике показывать детям, как работают сложные системы, развивать навыки сотрудничества и совместной работы и умение разделять ответственность. Предлагать осваивать навыки не по учебнику, а в проектной деятельности.
Умение быстро реагировать в неопределенности.
Мы живем в BANI-мире. Это значит, что наш мир хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый. Как нам в нем жить? Быть гибкими и уметь адаптироваться к непредсказуемым изменениям, справляться с тревогой через осознанность и умение сопереживать.
Что может сделать школа? Развивать у детей критическое мышление и практическим путем показывать, что количество усилий не всегда может помочь получить быстрый результат. Тьюторская работа в школе помогает развивать эмоциональный интеллект и эмпатию.
Soft skills и работа с личностью.
В новом мире иметь значения будут не только специальные навыки, но и личностные качества и мягкие навыки: умение договариваться, ставить цели и достигать их, навык рефлексии и способности к саморазвитию. Без них работать в условиях неопределенности будет непросто.
Что может сделать школа? Использовать современные подходы в групповой работе, например, SCRUM. Делать рефлексию частью уроков, создавать учебные ситуации, в которых ребята смогут учиться друг у друга. Работа с тьютором поможет более четко ставить цели и осознанно подходить к их достижению.
Мы не можем знать, как именно будет выглядеть мир будущего, но уже сейчас мы можем помочь себе и сделать нашу жизнь в нем понятнее. Обучение — это естественное состояние мозга. Доказано, что после 16 лет учиться сложнее, но нейронная сеть все равно не дремлет, а очень грустит, когда мы ничему не учимся. Некоторые навыки и компетенции можно начать развивать уже в школе.
В Школе Мая мы не только развиваем компетенции будущего на уроках, но и создаем программы дополнительного образования, в которых много обучения на практике. Летом с нами можно развивать критическое мышление на городских каникулах для подростков и знакомиться с разными сферами деятельности на профориентационных каникулах. Подготовиться к будущему можно в игре, тренингах и новых знакомствах.