Тьютор — это безопасный взрослый, который сопровождает пробы ребенка, поддерживает его, помогает развивать образовательную осознанность и укреплять авторскую позицию. Тьютор работает по запросу ребенка, но ничего не делает за него, а остается в поддерживающей роли. Работа каждого тьютора с каждым тьюторантом индивидуальна, но есть некоторые жизненные ситуации, в которых тьютор для ребенка может быть опорой. Что это за ситуации? Разбираемся с Ксенией Мосеевой, координатором тьюторской службы Школы Мая.
В чем может поддержать тьютор?
Адаптация
Новая группа, место учебы, новый город или страна: к тьютору ребенок может обратиться, чтобы сделать процесс адаптации более мягким, найти в нем устойчивость и опору, работать с внутренним ресурсом.
Поиск интересов
Понять, что тебе нравится — сложная задачка. Иногда это страшно или кажется сложным. Через тьюторские практики ребенок может лучше узнать свои сильные стороны и зоны роста, определить области и векторы в жизни, которые ему интересны. А потом наступает время пробовать и переходить к действию: сходить на первое пробное занятие, посмотреть видео-урок, сделать что-то новое. Рефлексия проб помогает тьюторанту понять, что ему нравится, а что нет. И с этими результатами уже можно идти дальше.
Достижение цели
Если цель уже поставлена, остается только достичь ее. Это не всегда бывает просто, если цель — поступление или что-то другое, но тоже глобальное и требующее усилий. Тьютор может поддержать ребенка, помочь увидеть свои ресурсы и возможности, спланировать время и нагрузку.
Реализация проекта
Если у ребенка есть идея, но пока сложно перейти от нее к реальным действиям, тьютор может поддержать его в составлении плана, определении актуальных задач. При этом все процессы ребенок регулирует сам и доводит идею до воплощения. Таким проектом может быть школьная библиотека, фестиваль, спектакль и вообще все что угодно.
Самоопределение и выбор профессии
Если ребенок находится на этапе самоопределения, тьютор может поддержать его и организовать профессиональную пробу. Так ребенку будет легче понять, из чего именно состоит желаемая профессия, а значит, легче будет решить, чего именно ему хочется.
Тьютор для ребенка — это про поддержку, диалог на равных и возможность исследовать себя, свои привычки, свой учебный стиль, определиться с профессией и найти любимые занятия. В Школе Мая каждый ребенок работает с тьютором, но нам хочется показать и другим детям и родителям, как тьюторское сопровождение может повлиять на жизнь. Поэтому мы придумали проект «Вместе с тьютором», в котором предлагаем семьям поработать с тьюторами Школы Мая. Фокус проекта — не только запрос ребенка, но и поддержка семьи.