Как понять, чем хочется заниматься в будущем, если не всегда понимаешь, какие есть профессии и занятия в мире? Этот вопрос может возникать у подростка, который хочет определить, в какую сторону двигаться и какую сферу выбрать. В средней Школе Мая мы обращаем внимание на самоопределение и знаем, что профориентация для подростков может быть сложной, но понимаем, как сделать ее увлекательной. Делимся нашим опытом.
Профессия — это про человека
Сложно делать выводы о какой-то профессии, когда видишь ее только со стороны. За любой деятельностью стоят люди и нам кажется важным показывать это ребятам. Так мы придумали формат «Живые профессии». Это встречи специалистов и специалисток из разных сфер с ученицами и ученицами средней Школы Мая.
Как это работает?
Даже встреча с представителем или представительницей самой необычной профессии в мире не пройдет успешно, если у детей нет к ней интереса и возможности выбирать, с кем именно общаться. Поэтому первый шаг — собрать пожелания детей и найти те профессии, которые больше всего интересуют ребят. За два года мы успели пригласить разных людей: врачей, дизайнеров, режиссера, специалистку из инженерной сферы, разработчика, игротехника, пилота и медиатора.
На таких встречах мы предлагали несколько форматов: можно было записаться на мастер-класс от специалиста, профессия которого тебя интересует. А еще был формат «живой библиотеки», когда можно было пообщаться с каждым из гостей. Время сессии — 15 минут.
За это время у нас происходили практические занятия по оказанию первой помощи, актерские тренинги, проектирование двигателя самолета, разбор кода сайта и другое.
Почему такие встречи важны?
Диалог — возможность задать лично те вопросы, ответы на которые не всегда просто найти в интернете. Это шанс услышать, как проходит рабочий день, если работаешь игротехником или актером. А еще так дети могут понять, какие профессии вообще бывают и чем можно заниматься после школы.
Это неформальное общение, и в нем всегда есть место удивлению и вдохновению, которые могут стать импульсом для развития в конкретной сфере.
Самоопределение шире одной профессии: это и сильные и слабые стороны, и потребности, и понимание, что ребенку больше всего нравится делать. В этом можно разбираться вместе с тьютором, а потом попробовать прожить день из жизни специалиста из интересующей сферы. Это называется профессиональная проба.
В Школе Мая каждый ребенок работает с тьютором: ставит личные цели, прислушивается к себе и своему состоянию, определяет потребности и желания. С нового учебного года мы запускаем проект «Вместе с тьютором» для подростков и их родителей. Это возможность попробовать тьюторский подход и поддержку, даже если ребенок не учится в Школе Мая. Работа с тьютором может быть направлена на разные запросы: профориентация для подростков, академические результаты, развитие мягких навыков, создание проекта или любой другой запрос, который есть у семьи.