Рефлексия с ребенком: упражнения
02.06.2023

Рефлексия с ребенком: упражнения

Конец учебного года — время подводить итоги и вспоминать, что из запланированного удалось сделать и каких результатов достичь. Есть много способов отрефлексировать год. Мы попросили психолога Школы Мая поделиться разными вариантами того, как может выглядеть рефлексия с ребенком.

Три упражнения на рефлексию

Каждую из этих практик можно как предложить ребенку, так и выполнить самостоятельно.

Упражнение 1: колесо баланса.

Начертите на бумаге круг и разделите его на несколько секторов. Каждый сектор разделите на десять делений. Эти сектора — сферы жизни. Их можно выбрать самостоятельно: учеба в школе, общение с людьми, саморазвитие, хобби и другие.

Предложите ребенку закрасить столько делений, сколько времени и сил ему удавалось уделять той или иной сфере. Каждую можно оценить от 1 до 10. Проанализируйте результаты:

У какой сферы самый высокий показатель? А самый низкий?
Чему не получилось уделить столько внимания, сколько хотелось?
Устраивают ребенка такие показатели или хочется что-то изменить в следующем учебном году?

Колесо баланса можно использовать как для планирования года, так и для завершения. Если в сентябре вы с ребенком уже составляли его, можно посмотреть на готовый вариант и проанализировать, каких результатов удалось достичь в каждой сфере: что совпало с планами, а что получилось иначе. Важно понять, почему результаты именно такие. Возможно, в течение года приоритеты поменялись и то, что было важным, отошло на второй план.

Упражнение 2: достижения, неудачи и предложения.

Предложите ребенку в свободной форме написать все, что он считает своими достижениями. Это могут быть события разного масштаба, не обязательно брать только победы в конкурсах или высокие академические показатели.

Задайте вопросы:

Какое достижение самое значимое?
Что мне хочется продолжать делать?
Что хотелось бы добавить в этот список?

Уделите время неудачам. Они тоже могут быть разными. Возможно, у ребенка не получилось достичь какой-то цели, уложиться в сроки или довести дело до конца.
Направляющие вопросы:

А было ли это важным? Возможно, приоритеты поменялись и цель перестала быть актуальной?
Что можно было сделать, чтобы достичь этой цели?
Что получилось благодаря тому, что эта цель не была достигнута?

В последнем такте рефлексии подумайте о будущем и спросите ребенка о планах на лето или на следующий учебный год:

На чем хочется сделать акцент в следующем году?
Что точно хочется продолжать?
Какие еще навыки и качества хочется развить?

Планирование будущего можно сделать отдельной практикой и провести перед началом года. А еще важно не просто подвести итоги и отрефлексировать год, но и дать ребенку время и возможность отпраздновать успехи.

Упражнение 3: письмо себе.

Предложите ребенку написать себе письмо или записать голосовое сообщение с рассказом про свой год. Можно начать с сентября и обдумать каждый месяц: выделить хорошие и значимые моменты, проговорить и прописать сложности.

Можно предложить сделать себе пожелание на следующий год: продумать, что хочется забрать с собой, что стоит сделать иначе и что новое принести в жизнь.

Рефлексия с ребенком — способ доверительно поговорить и дать пространство для присвоения результатов, позволить понять, что эти события — выбор и авторство ребенка. Подведение итогов года и постановка целей на новый — важная часть работы с тьютором. В Школе Мая тьюторы индивидуальной работают с каждым ребенком в средней школе. Мы создали проект «Вместе с тьютором» для тех семей, которые хотят попробовать тьюторское сопровождение. Прочитать подробнее и записаться на сессию можно на сайте.