Как отличить дисграфию от свойственных всем трудностей с правилами и орфографических ошибок? Спросили у логопеда начальной Школы Мая о типичных ошибках, которые важно заметить и обратиться к специалисту, чтобы точно определить, есть у ребенка дисграфия или трудности с овладением письменной речью связаны не с этим.
Какие типичные ошибки могут указать на то, что у ребенка дисграфия?
Есть несколько типичных для дисграфии особенностей, которые могут стать для родителя сигналом: что-то развивается необычным образом, возможно, нужно будет внимание специалиста.
Когда буквы смешиваются и путаются по оптическому сходству.
- Например, когда ребенок регулярно путает буквы «б» и «д». Это оптическая ошибка, которая связана с нарушением звукопроизношения: отсутствие каких-либо звуков в речи ребенка проявляется на письме. То есть, ребенок пишет так же, как и говорит. Например, «сапка» вместо «шапка», если в речи он меняет звук «ш» на «с». Еще могут путаться звуки «о» и «ё», смешиваться свистящие и шипящие звуки. И все это проявляется на письме.
Когда ребенок регулярно пропускает буквы и слоги. Или не дописывает слова.
Когда ребенок не прописывает заглавные буквы.
- Как правило, при этом ребенок часто не видит границы предложений, не воспринимает точку как разделение.
Когда ребенок не учитывает мягкость согласных.
- Например, пишет «Луба» вместо «Люба». Или вместо слова «везёт» пишет «везьёт», добавляя мягкость там, где она не нужна.
Когда ребенок раздельно пишет приставки и слитно — предлоги.
Конечно, каждый из этих признаков не обязательно означает, что у ребенка дисграфия. Причины трудностей в овладении письменной речью можно установить только после диагностики специалиста.
Дисграфия — особенность, которую важно вовремя заметить. Какими бы ни были ошибки и трудности в письменной речи, ребенок должен получить необходимую поддержку не только от логопеда, но и от других взрослых. В предшколе Мая мы обращаем внимание на развитие речи ребенка и подключаем к нему логопеда по запросу родителей. Так ребенок может мягко познакомиться со школой, заниматься с психологом и тьютором, учиться в игре и заниматься творчеством, а родители регулярно получают развивающую обратную связь от педагогов.