Какие есть типичные признаки дисграфии и как отличить их от трудностей с орфографией? Рассказывает логопед начальной Школы Мая.
08.10.2023

Дисграфия: как ее узнать? Специфические ошибки

Как отличить дисграфию от свойственных всем трудностей с правилами и орфографических ошибок? Спросили у логопеда начальной Школы Мая о типичных ошибках, которые важно заметить и обратиться к специалисту, чтобы точно определить, есть у ребенка дисграфия или трудности с овладением письменной речью связаны не с этим.

Какие типичные ошибки могут указать на то, что у ребенка дисграфия?

Есть несколько типичных для дисграфии особенностей, которые могут стать для родителя сигналом: что-то развивается необычным образом, возможно, нужно будет внимание специалиста.

Когда буквы смешиваются и путаются по оптическому сходству. 

  • Например, когда ребенок регулярно путает буквы «б» и «д». Это оптическая ошибка, которая связана с нарушением звукопроизношения: отсутствие каких-либо звуков в речи ребенка проявляется на письме. То есть, ребенок пишет так же, как и говорит. Например, «сапка» вместо «шапка», если в речи он меняет звук «ш» на «с». Еще могут путаться звуки «о» и «ё», смешиваться свистящие и шипящие звуки. И все это проявляется на письме.

Когда ребенок регулярно пропускает буквы и слоги. Или не дописывает слова.

Когда ребенок не прописывает заглавные буквы.

  • Как правило, при этом ребенок часто не видит границы предложений, не воспринимает точку как разделение.

Когда ребенок не учитывает мягкость согласных.

  • Например, пишет «Луба» вместо «Люба». Или вместо слова «везёт» пишет «везьёт», добавляя мягкость там, где она не нужна.

Когда ребенок раздельно пишет приставки и слитно — предлоги.

Конечно, каждый из этих признаков не обязательно означает, что у ребенка дисграфия. Причины трудностей в овладении письменной речью можно установить только после диагностики специалиста.

Дисграфия — особенность, которую важно вовремя заметить. Какими бы ни были ошибки и трудности в письменной речи, ребенок должен получить необходимую поддержку не только от логопеда, но и от других взрослых. В предшколе Мая мы обращаем внимание на развитие речи ребенка и подключаем к нему логопеда по запросу родителей. Так ребенок может мягко познакомиться со школой, заниматься с психологом и тьютором, учиться в игре и заниматься творчеством, а родители регулярно получают развивающую обратную связь от педагогов.