В Школе Мая действительно нет оценок? Это возможно? С 11 по 13 марта 2023 года мы участвовали в фестивале детского образования «Просто учиться». Вместе с другими альтернативными школами (их было 90!) мы рассказывали о нашем подходе, в котором нет оценок и участвовали в открытых дискуссиях.
Круглый стол на тему «Оценочная среда. Возможно ли образование без оценок? Что настраивает обратная связь? Зачем нужны экзамены и как их пережить?» был для нас возможностью рассказать о том, как устроено наше обучение и почему у нас нет оценок.
Школа Мая с первого дня выбрала безоценочную систему. Вместо оценок мы используем развивающую обратную связь. Цель такой обратной связи — убедиться, что ты двигаешься в нужном направлении, направить фокус внимания. Чтобы это случилось, все участники и участницы учебного процесса опираются на факты, а не на абстрактную похвалу или неконструктивную критику.
Что вместо оценок?
Преподаватели и тьюторы показывают, что сравнивать стоит себя с собой, а не с другими. Оценка не дает такого поля для сравнения, поэтому мы пишем развернутые отчеты для каждого ребенка. В таком отчете можно узнать, что по литературе ничего не нужно выполнять дополнительно, а вот по истории стоит заглянуть в контурную карту.
Почему письменная обратная связь работает эффективнее?
Мы развиваем внутреннюю мотивацию. Это сложнее и дольше, чем мотивировать ребенка оценками, но результат такого подхода — личная ответственность и умение распределять свои силы и время. Когда процесс обучения понятен и прозрачен, уже не сработают фразы «Меня отвлекли» или «А почему так?». Можно заглянуть в отчет за предыдущую неделю или за месяц и понять, над чем сейчас нужно поработать.
Такой подход помогает нам развивать культуру обратной связи, которая точно пригодится нашим ученикам и ученицам, когда они будут выстраивать свои отношения с миром.
Если вам интересно больше узнать о жизни в Школе Мая, приходите к нам на открытые встречи для родителей. Мы расскажем, про нашу жизнь, когда нет оценок, как проходим аттестацию и как создаем образовательную среду, которая не ограничивается уроками.