Если вы когда-нибудь произносили фразу «Дети — цветы жизни», вы цитировали немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Он разработал систему детского сада, которая повлияла на отношение человека к детству. Альтернативное образование сейчас существует в том числе благодаря идеям Фрёбеля.
Вот какими инструментами Фрёбеля пользуется альтернативное образование (и не только):
Много говорить о роли детства в жизни человека начали в эпоху Просвещения. Фрёбель размышлял о природе человека и внутренних законах, по которым он живет. Так появился детский сад — Kindergarten. Это была первая в мире методически разработанная система воспитания дошкольников. В центре жизни ребенка в детском саду была игра. Сейчас это кажется привычным, но так было не всегда. Фрёбель разработал собственную систему даров, которые помогали детям знакомиться с окружающим миром.
Первым даром были шерстяные мячики разных цветов. Играя с ними, дети учились различать цвета и развивали пространственное мышление: шарики были подвешены на нитки, их можно было раскачивать в разные стороны и узнавать, что такое «право» и «лево», «вперед» и «назад».
Второй дар Фрёбеля — набор из шара, куба и цилиндра. Эти фигуры показывали ребенку свойства разных предметов: какие-то из них устойчивы, какие-то подвижны, а какие-то могут сочетать в себе сразу несколько свойств.
Третий дар — кубик, разделенный на восемь частей, которые можно было собирать, как конструктор. Этот дар показывал ребенку, что есть целое, которое может состоять из более мелких частей.
Четвертый, пятый и шестой дары — кубики, разделенные на большее количество частей. Они делились на плитки, по диагонали и другими способами, чтобы ребенок мог по-разному их сочетать и развиваться творчески.
Играть с этими дарами можно было по-разному. Кроме этого Фрёбель уделял большое внимание подвижным играм и разным видам творчества. Детский сад был задуман как место, где ребенок может развиваться физически, творчески и духовно.
Фраза «Дети — цветы жизни» пришла ему в голову, когда он стоял в Тюрингском лесу и наблюдал за природой. А еще он считал, что трава не растет быстрее, если за нее тянуть. Карл Май разделял педагогические ценности и идеи Фрёбеля и был соучредителем Фрёбелевского общества в России. На базе педагогических курсов при Фрёбелевском обществе был создан РГПУ им. А. И. Герцена.
Сейчас детские сады и дошкольное образование выглядят иначе, но мы все еще продолжаем пользоваться методикой Фрёбеля, иногда даже неосознанно. Альтернативное образование берет у него обучение в игре и намерение не тянуть за траву, чтобы она росла быстрее.
Школа Мая основывается на этих принципах в своём проекте “Класс Фрёбеля“.