ПН – ПТ с 9:00 до 18:00
  1. Главная
  2. »
  3. История
  4. »
  5. Как Фридрих Фрёбель повлиял на современное альтернативное образование?

Как Фридрих Фрёбель повлиял на современное альтернативное образование?

Как Фридрих Фрёбель повлиял на современное альтернативное образование?
14.07.2023

Как Фридрих Фрёбель повлиял на современное альтернативное образование?

Если вы когда-нибудь произносили фразу «Дети — цветы жизни», вы цитировали немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Он разработал систему детского сада, которая повлияла на отношение человека к детству. Альтернативное образование сейчас существует в том числе благодаря идеям Фрёбеля.

Вот какими инструментами Фрёбеля пользуется альтернативное образование (и не только):

 

Много говорить о роли детства в жизни человека начали в эпоху Просвещения. Фрёбель размышлял о природе человека и внутренних законах, по которым он живет. Так появился детский сад — Kindergarten. Это была первая в мире методически разработанная система воспитания дошкольников. В центре жизни ребенка в детском саду была игра. Сейчас это кажется привычным, но так было не всегда. Фрёбель разработал собственную систему даров, которые помогали детям знакомиться с окружающим миром.

Первым даром были шерстяные мячики разных цветов. Играя с ними, дети учились различать цвета и развивали пространственное мышление: шарики были подвешены на нитки, их можно было раскачивать в разные стороны и узнавать, что такое «право» и «лево», «вперед» и «назад».

Второй дар Фрёбеля — набор из шара, куба и цилиндра. Эти фигуры показывали ребенку свойства разных предметов: какие-то из них устойчивы, какие-то подвижны, а какие-то могут сочетать в себе сразу несколько свойств.

Третий дар — кубик, разделенный на восемь частей, которые можно было собирать, как конструктор. Этот дар показывал ребенку, что есть целое, которое может состоять из более мелких частей. 

Четвертый, пятый и шестой дары — кубики, разделенные на большее количество частей. Они делились на плитки, по диагонали и другими способами, чтобы ребенок мог по-разному их сочетать и развиваться творчески.

Играть с этими дарами можно было по-разному. Кроме этого Фрёбель уделял большое внимание подвижным играм и разным видам творчества. Детский сад был задуман как место, где ребенок может развиваться физически, творчески и духовно.

Фраза «Дети — цветы жизни» пришла ему в голову, когда он стоял в Тюрингском лесу и наблюдал за природой. А еще он считал, что трава не растет быстрее, если за нее тянуть. Карл Май разделял педагогические ценности и идеи Фрёбеля и был соучредителем Фрёбелевского общества в России. На базе педагогических курсов при Фрёбелевском обществе был создан РГПУ им. А. И. Герцена.

Сейчас детские сады и дошкольное образование выглядят иначе, но мы все еще продолжаем пользоваться методикой Фрёбеля, иногда даже неосознанно. Альтернативное образование берет у него обучение в игре и намерение не тянуть за траву, чтобы она росла быстрее.
Школа Мая основывается на этих принципах в своём проекте “Класс Фрёбеля“.